Среди многих талантливых представителей тувинского народа есть уникальный человек, который выделяется редкостным сочетанием множества разнообразных дарований: он и борец, и танцор, и певец, и инструменталист, и композитор, и поэт, а также журналист, писатель, педагог-просветитель, методист, наставник творческой молодежи. Это Саая Манмырович Бюрбе, заслуженный работник культуры Тувы и России, представитель старшего поколения тувинских композиторов, соратник А.Б. Чыргал-оола и Р.Д. Кенденбиля.
Уроженец Мугур-Аксы Монгун-Тайгинского кожууна, член большой и дружной аратской семьи Саая, в которой практически все музицировали, а отец к тому же был мастером-изготовителем тувинских народных инструментов, будущий композитор рос в атмосфере звучания народных напевов, что во многом определило его творческую стезю. Правда, первая профессия, которую получил Саая, окончив в 1948 г. Кызылское торговое училище, была профессия бухгалтера. Молодой счетовод Монгун-Тайгинского райпо отличался спортивным азартом, не раз становился победителем в соревнованиях по хурешу, побеждал монгольских борцов
Первым этапом в творческой биографии будущего композитора стала учеба в начале 1950-х гг. в Минусинском культпросветучилище, где Бюрбе учился на хореографа, лихо отплясывая соло в танцевальной миниатюре «Ехал казак за Дунай». После окончания училища его ждала работа в Кызылском Доме народного творчества, где он трудился методистом, а потом и директором. Только в 30-летнем возрасте появились первые музыкальные сочинения: это были две детские песни «Авай» («Мама», сл. С. Сюрюн-оола) и «Кузел» («Мечта», сл. Ф. Кара-оола).
Проявившийся талант не остался незамеченным - в 1954 г. министерством культуры он вместе с Р.Д. Кенденбилем был направлен на учебу в музыкальное училище при Ленинградской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Учиться на композитора было трудно, но выручали природный юмор и борцовские качества характера. Композитор вспоминает, что во время учебы в Ленинграде бывали всякие казусы, но зато его мастерство спортсмена не раз пригождалось училищу, тем самым выручая его обладателя. В студенческие годы были трудности и материального рода. Работали вместе с Кенденбилем кочегарами на конфетной фабрике, грузчиками, да и другой работы не гнушались. На I и II курсах Бюрбе занимался больше песнями, а на III курсе написал струнный квартет в 4-х частях. Под руководством педагога Галины Уствольской (любимой ученицы Д. Шостаковича) к окончанию училища в 1958 году сочинил Симфоническую сюиту в 4-х частях. И по фортепиано тоже были успехи: играл «Лунную» сонату Бетховена.
Судьба ещё раз предоставила шанс для профессиональной учебы в столице, когда с 1963 по 1966 год Саая Бюрбе стажировался в Московской консерватории им. П.И. Чайковского под руководством композитора А.А. Николаева. Тогда была закончена опера «Чечек» на сюжет С. Пюрбю, начатая ещё в Ленинградском училище. Среди инструментальных сочинений Саая Бюрбе, пожалуй, самым оригинальным является одночастный Концерт для альта с оркестром «Узун-Хоюг» (1976), претворяющий дух народного инструментализма и вдохновленный особо почитаемым тувинцами инструментом - игилом. Перу Саая Бюрбе принадлежит также множество песен, его мелодический дар давно покоряет слушателей. В архивах ГТРК сохранились записи песен Бюрбе в интерпретации корифеев тувинского искусства, например, «Айлан кужум» в исполнении Хургулек Конгар. К тому же в молодости композитор сам пел свои песни, раскрывая новую грань своего артистического таланта.
В родной Туве Саая Бюрбе всегда был активистом музыкальной культуры: возглавлял хоровое общество Тувинской АССР, работал старшим инспектором по искусству Министерства культуры республики, вместе с супругой Розой Туматовной трудился на ниве культуры в разных районах Тувы. Когда наступили трудные времена, в 1990 году супруги приобрели овечек и коров и какое-то время вели аратскую жизнь в местечке Хондерге недалеко от Кара-Хаака.
Умение проявить свои таланты в практической деятельности (будь то организаторская, журналистская или педагогическая работа), неизменная улыбка и подтянутость, жизнелюбие и оптимизм Саая Бюрбе всегда вызывают симпатию и привлекают к нему людей. Судьба определила ему почетное место в тувинской культуре, а его музыкальное творчество выполняет роль связующего звена между древней музыкальной народной традицией и новыми традициями самодеятельного и профессионального композиторского творчества. Солнечная личность Саая Бюрбе - это истинно природное явление, подобное снежным вершинам, венчающим голубые хребты Саян, и звучащее весенними ручейками народных напевов.