Очерк о Алексее Боктаевиче Чыргал-оол

Очерк

Композитор.
Родился в семье охотника и скотовода в сумоне Шуй Бай-Тайгинского кожууна. Получил образование в Кызыл-Мажалыкской средней школе, в Театре-студии (1941-1945), в 1951 году поступил в Казанскую консерваторию (класс А. С. Лемана). Инициировал открытые Кызылского музыкального училища (1959-1960), способствовал организации филармонии, симфонического оркестра в Туве, возглавил созданный им СК Тувинской АССР (1978).

Член СК СССР с 1958 года.

Лауреат Гос.премии Тувы (1974), автор многочисленных симфонических и камерных сочинений.

Чыргал-оол вошел в историю сибирской музыки как первый симфонист Тувы.

Среди сочинений для симфонического оркестра выделяется его поэма «Алдан Маадыр» (Восстание 60-и богатырей) , в которой имеется конкретная программа, связанная с драматическими событиями тувинской истории. Сочинение отличает наличие серии выпуклых музыкальных характеристик, посвященных основным образам поэмы: это обобщенный образ народа, тема богатырей, образы природы родного края. Помимо светлых образов, имеются скорбные и негативные, что позволяет композитору выстроить определенную музыкальную драматургию. При этом хочется отметить определенный уровень обобщения в прорисовке образных сфер.

Конечно, тематизм связан с цитатами или с авторскими темами, весьма близкими к народным. Среди первых - «Өскүстуң ыры» («Песня сироты»), которая использована во вступлении и в одном из вариантов главной партии, а также «Кулун чаваа куруг кагган» («Выколоть бы ему злые глаза»), звучащая в побочной партии, среди вторых – авторский вариант главной темы, который звучит как основной. Однако, цитаты здесь - не прямое по содержательной и жанровой функции использование тем, с которым мы уже сталкивались неоднократно, а попытка характеристики образов через символику, посредством связи тем с определенной семантикой, сложившейся в фольклоре.

Структурно поэма может быть обозначена как многотемные вариации, в произведении также просматриваются черты сонатности в качестве формы второго плана, но строгого соблюдения принципов – нет: это достаточно свободно трактуемая форма, складывающаяся в соответствии с программным замыслом. Логика развертывания тувинской поэмы обусловлена содержательной стороной и включает приемы конфликтного столкновения, волновые принципы (в разработке).

Отметим несомненный дар симфониста: в сочинении А.Б. Чыргал-оола преобразования, развитие и трансформации тем предстают вполне целенаправленными осознанными методами работы с материалом. В этом произведении реализовано: 1) владение характерными для тувинской музыкальной традиции приемами инструментальной импровизации, вариантного и вариационного развития; 2) определенная закрепленность интонационной, тематической или стилевой семантики за различными образными сферами; 3) широкое использование полифонических элементов и в инструментальном фольклорном музицировании, и в технике сольного двухголосия (в различных стилях горлового пения); 4) включение приемов полифонии (например, в разработку поэмы). Фактурно-гармонические приемы базируются на типичных кварто-квинтовых созвучиях, октавных удвоениях, остинато. К. Деханов считает, что подобные методы «воссоздают колорит обертонового звукоизвлечения игры на хомусе или стиля горлового пения кыргыраа».

Удачная взаимосвязь с системой национальной традиционной культуры обеспечила определенный успех. Симфоническое произведение композитора стало первым подобным опусом в практике тувинской профессиональной школы и, несомненно, выдающимся опытом в общем контексте развития оркестровой музыки сибиряков того времени. Столь удачное начало во многом обусловило будущие опыты А.Б. Чыргал-оола и его современника Р.Д. Кенденбиля и стало стартом для развертывания симфонического творчества тувинцев.

https://www.media-nsglinka.ru/index.php?r=mcspersona/view&id=29